ВАМ ПРИБЫЛЬ НУЖНА?

или

ЧТО ТАКОЕ ФРАНЧАЙЗИНГ

Хотите открыть свой бизнес?

Что самое неприятное в новом бизнесе? Риск прогореть на начальном этапе. Но риск уменьшается многократно, если Вы работаете под известной торговой маркой. Для работы под известным брендом требуется в несколько раз меньше капиталовложений. Именно из-за этого на западе так популярен франчайзинг. А деньги, которые Вы платите за бренд, в десятки раз меньше сумм, которые Вы потратили бы на создание и укрепление бизнеса по своей собственной схеме.

Поэтому, если Вы хотите открыть или приобрести новый бизнес, самый выгодный и надежный путь — это франчайзинг. Рассмотрим франчайзинг на примере рынка зеленых аптек — на сегодняшний день это самый быстроразвивающийся рынок в России.

Что такое франчайзинг?

С какими только проблемами не сталкиваются начинающие российские предприниматели: высокая прибыль связана с высоким риском; начальный капитал взять негде – дешевый кредит банк не даст; бизнесу нужно учиться, но некогда и т.д.

Итак: нужен бизнес без риска, но с высокой рентабельностью при любых оборотах. Плюс старший друг, который покажет, как надо делать, поможет материально, и не будет потом мешать. Сказка!

А вот и нет. Эта система работает уже 8 лет и называется «Лавка Жизни — франчайзинг». Товар – российские натуральные оздоровительные препараты. Спрос — огромный. Вложения минимальны: от тысячи долларов + аренда небольшого киоска или прилавка. Прибыль может достигать 50-100% в месяц. Работаете под раскрученной торговой маркой абсолютного лидера рынка. За многомиллионную рекламу, которая была вложена в торговый знак, Вы ничего не платите. Вы ничем никому не обязаны. Более комфортных условий Вам не даст на рынке ни один поставщик. Главное – Вы работаете ТОЛЬКО НА СЕБЯ. Возникает вопрос: а зачем это нужно известной и процветающей фирме? А этого никто и не скрывает: фирма продвигает на рынок свои товары и и услуги.

Вопрос: почему бы такой фирме не открыть свои собственные точки?

Ответ: на сегодняшний день в России и СНГ открыто чуть более 5000 Зеленых аптек, а емкость рынка от 30 000 до 60 000 точек. Одной фирме такое сделать не под силу. Даже если хватит денег, то это займет десятки лет работы и тысячи новых сотрудников.

Новое тысячелетие — самое удачное время начать новый бизнес

Сейчас идеальное время для русского франчайзинга. Вы помните из учебников американскую историю: ранний капитализм, Великая депрессия и снова расцвет. Россия после социализма повторяет американский путь: сначала всплеск, потом кризис и теперь начинается, наконец-то, настоящий бизнес — умный, хитрый, непотопляемый. Так же, как в Америке после Великой депрессии, у нас сейчас зарождаются великие богачи и властители. Через 10 лет страной будут править те и только те, кто имеет бизнес сейчас.

Что отличало американский рынок после депрессии? Появление франчайзинга. Типичный пример — Макдональдс. Крупная фирма помогает начинающим бизнесменам сделать первоначальный капитал тем, что дает свою торговую марку, продукцию с большими скидками, а главное — свой опыт успеха — отработанную схему бизнеса, по которой когда-то поднялась сама. Бизнесмен открывает фирму, не вкладывая больших денег, т.е. не рискуя, и при этом знает заранее, что прибыль будет неплохая. А крупной фирме это тоже выгодно — она экономит время и деньги на создании региональной сети. Получается выгодно обеим сторонам. Казалось бы, франчайзинг похож чем-то на обычное дилерство. Это не так. Работа под крупной торговой маркой, когда у всех дилеров один рекламно-маркетинговый мозговой центр, во много раз выгодней. Вот доказательства. Посмотрите на исследования, проведенные в западных странах. Неумолимая статистика свидетельствует, что каждые три из четырех обычных фирм закрываются в течение 5 лет, и это на благополучном западе. Только франчайзинговые фирмы практически не разоряются. Раскрученный бренд как раскрученный маховик легко проходит все спады и кризисы и помогает своим партнерам. В этом сила торговой марки — лидера. Внизу страницы Вы можете посмотреть таблицу сравнения различных видов взаимоотношения предпринимателей с фирмой-лидером рынка.

Таблица 1. Сравнительные данные выживаемости фирм

Таблица 2. Сравнение различных видов взаимоотношений предпринимателей Дилер / Франчайзи-дилер / Торговый представитель.

Канцлер Бисмарк говорил: только глупые учатся на собственных ошибках, умные же учатся на чужих. Работа с известной торговой маркой – это хороший способ использовать ЧУЖОЙ опыт, чтобы избежать СВОИХ ошибок, создать и развить стабильный источник дохода.

В мире есть множество франчайзинговых фирм. Но они очень дороги для России. А самые известные российские фирмы, лидирующие на своих рынках, предлагают франчайзинг за символическую плату. В хорошем российском франчайзинге типа «Лавка Жизни» 50-100% прибыли в месяц считается для франчайзинговых дилеров нормой. Прибыль некоторых региональных представительств соизмерима с прибылью крупных зарубежных фирм. А начинали они несколько лет назад всего лишь с нескольких тысяч рублей. Капиталистам такая скорость оборачивания капитала и не снилась. И, что самое интересное, на новом российском рынке высокая рентабельность сохраняется при увеличении оборота.

Почему не каждый франчайзинг выгоден? Почему в России плохо продаются зарубежные франшизы и хорошо продаются российские?

1. Потому что многие франчайзоры предлагают франчайзинг на основе зарубежного опыта. Длительные сроки окупаемости и небольшая прибыль – это нормально для Америки, но плохо для России. Окупаемость такого франчайзинга – 1,5-2 года. Прибыль – на уровне 10-30% годовых. Но самое главное, нельзя работать своей головой, надо все делать по корпоративным стандартам. Шаг влево, шаг вправо воспринимается как попытка к бегству. Все рассчитано так, что неудобно работать на местах, зато гарантирована прибыль франчайзору. В лучших российских франчайзингах все по-другому. Российские партнеры-франчайзи хотят быть лидерами, хозяевами своего дела, а не слепыми исполнителями чужой воли.

2. Потому что многие англоязычные имена плохо воспринимаются населением России, особенно в регионах. «Мы – знаменитая фирма на всем западе от Техаса до Парижа…» — уверенно произносят зарубежные менеджеры. Да вот беда — в России их никто не знает! И в итоге дилеры-франчайзи за свой счет продвигают на рынок никому не известную тяжелозапоминаемую марку. А зачем тогда вообще платить за франчайзинг? — спрашивают российские бизнесмены. Если Вы хотите купить франшизу, то первый вопрос при покупке франшизы: сколько в России дилеров у фирмы-франчайзора? Если мало, то есть повод задуматься — что-то тут не так. Один из примеров: фирма Subway — лидер по количеству франшизных точек в мире. А в России их практически нет — не сумели найти правильный подход к нашему бизнесу.

Что в итоге: на сегодняшний день все вместе взятые иностранные франчайзоры имеют в России несколько сотен франчайзинговых точек, в то время, как наиболее известные российские франчайзинговые сети ведут счет на тысячи. Есть о чем задуматься.

Комментарий экспертов Магазина франчайзинга:

+ Эта статья дает лучший ответ на вопрос «Зачем нужен франчайзинг?» на примере рынка товаров для здоровья.

— Несмотря на наше дружеское и партнерское отношение к «Лавке Жизни», надо признать, что зарубежным франчайзорам нелегко продвигать свой классический франчайзинг в стране, где традиционно не ценят интеллектуальную собственность. «Лавке Жизни» с высоты своей популярности легко критиковать зарубежных коллег. И тем не менее, зарубежные системы франчайзинга медленно, но верно продвигаются на российском рынке, несмотря на все проблемы российской ментальности и несовершенство нашего законодательства.

Читайте так же

Что такое тайм-менеджмент и для чего он нужен: 3 м... Мне стало интересно, понимают ли люди, что такое тайм-менеджмент и кому он нужен. Многие считают, что это просто полезный инструмент, который помогает...