РУБЕН ЗЕНЯН, «ВЕСТА АЛЬФА»:

«ЧЕМ СИЛЬНЕЕ РАЗВИВАЕТСЯ РЫНОК, ТЕМ БОЛЬШАЯ ЕГО ЧАСТЬ ДОСТАЕТСЯ НАМ»

О компании

«Веста Альфа» работает на российском рынке уже более 10 лет. Наша компания является разноплановой, то есть мы специализируемся сразу по нескольким направлениям. Первая наша стезя — сувенирная продукция, которую мы готовим для корпоративных клиентов. Второй наш серьезный бизнес — оптовая продажа представительской марочной продукции. С недавних пор мы активно развиваем наш розничный проект LeCadeau — магазины сувениров и подарков бизнес-уровня и класса «люкс». На сегодняшний день о LeCadeau нужно говорить уже как о серьезной сети бутиков, распространенной по всей Москве. И третья крупная составляющая нашей компании — новогодняя продукция Mr. Christmas.

Итоги года. Позиции компании

Самым значительным результатом этого года стало увеличение практически в два раза сети бутиков LeCadeau. В 2004 году мы открыли 7 магазинов (3 в крупных торговых комплексах и 4 отдельно стоящих бутиков). Общее число магазинов LeCadeau только в Москве — 14! И в дальнейшем мы планируем развитие сети такими же высокими темпами, так как считаем это направление перспективным.

Крупным событием стал переезд в новый офис и создание шоу-рум для оптовых покупателей представительских подарков и новогодней продукции. В сувенирном бизнесе и по Mr. Christmas мы достигли значительного расширения клиентской базы и подтвердили позицию одной из лидирующих компаний в этих сегментах рынка. Важным мероприятием года стало участие в Международной Выставке «Купи бренд», на которую мы вышли с нашим новым предложением — созданием магазинов LeCadeau и Mr. Christmas «под ключ» на основе уникальной программы франчайзинга. Стартовавший проект уже в этом году принес свои плоды. На его основе в регионах заработали несколько магазинов Mr. Christmas, а по LeCadeau ведется разработка проектов с 10-тью региональными компаниями.

То есть можно смело говорить, что уходящий год стал успешным как в целом для всей нашей компании, так и для каждого отдельного ее направления. Если перейти на «язык» цифр — ярким показателем развития стал 30-процентный рост продаж нашей продукции.

Многие продвижения нашего бизнеса продиктованы динамикой самого рынка. Рынок никогда не бывает статичным и постоянно находится в движении. Задачей каждой компании становиться: точно определить направление развития рынка и ответить своим предложением. Так, в этом году в целом стало очевидно общее повышение покупательского спроса на марочную продукцию. В связи с этим мы расширили сеть магазинов, улучшили качество обслуживания, весомо увеличили ассортимент, расширили линейку брендов (теперь мы предлагаем продукцию более 50 мировых марок), представили новые ювелирные коллекции, выпустили новые каталоги и нашли другие маркетинговые решения, — все для предоставления нашим клиентам высокого сервиса. Максимум внимания мы уделяем свому имиджу. Стараемся сделать так, чтобы ожиданиями наших клиентов (хорошего обслуживания, широкого ассортимента и т.д.), заданные репутацией нашей компанией, себя оправдали.

Рынок. Конкуренты. Тенденции

На российском рынке в данный момент находятся более или менее крупных и средних — 20 игроков. Но мы уверенно заняли совершенно оригинальную нишу и по количеству предлагаемой продукции, и по ее разнообразию и, главное, качеству. Поэтому прямых конкурентов мы рядом с собой не видим. Как показал прошедший год, рынок растет активно. И нам это, безусловно, идет на пользу. Ведь чем сильнее развивается рынок, тем большая часть этого рынка достается нам, как компании-лидеру. Кроме того, что касается конкурентов, в последнее время наблюдается не укрупнение игроков, а напротив, их измельчение, «раздробление» на части. В большей мере это связано с неправильной организацией бизнеса, отсутствием четкой линии компаний, недоговоренность среди руководящего состава. Возможно, именно по этой причине многие компании реструктурируются, часто меняют свой персонал. Иногда не с целью стать лучше, а из желания «не развалиться», остаться на рынке. Нашу компанию минула такая участь. У нас выработана четкая концепция, продуманная до мелочей. Мы дорожим своими сотрудниками, поскольку много в них «вкладываем». В год от нас максимум уходит два человека, и то, большей частью, по личным причинам.

Наша компания мало связана с российским производством. Основная часть продукции, которой мы занимаемся, является импортной. Как для оптовой продажи, так и в магазинах LeCadeau мы предлагаем исключительно брендовые подарки и сувениры. К сожалению, в России просто не существует элитных, «громких» брендов. Продукцию Mr. Christmas производят на 50 заводах мирового уровня, и все они находятся за рубежом. Единственно, в России расположена наша дочерняя компания, которая занимается нанесением фирменной символики на сувенирную продукцию. Рост выполненных этой компанией заказов говорит скорее о развитии «Веста Альфа», чем о развитии сувенирного рынка в целом.

Как мне кажется, российское производство еще все же далеко от уровня западного. Возможно, в ближайшие годы оно и наберет силу, но в данный момент, оно не может ни по объемам, ни по качеству, ни по предлагаемым товарам конкурировать с западными производителями.

Сами западные компании самостоятельно неохотно идут на российский рынок. Есть небольшие исключения, например, Richmond. Но все же большинство предпочитает работать именно через своих представителей в России. Мы, к примеру, являемся эксклюзивными дистрибьюторами более 40 брендов.

Что касается появления новых российских игроков, то, как мне кажется, благоприятный момент для выхода на рынок уже упущен, сейчас это сделать очень сложно. Для того чтобы выйти на рынок, новичкам необходимо занять либо оригинальную нишу (а ведь ее еще надо найти, «придумать»), либо иметь большие денежные и другие ресурсы. Что для многих молодых компаний просто невозможно.

Регионы

По анализу наших экспертов развитие регионов по-прежнему во многом происходит за счет столичных компаний. Большая часть московских компаний, расширяя свои представительства в других городах, придерживается схемы отношений «купи-продай» и ограничивается предоставлением кредита. Как мы поняли, такие отношения имеет больше отрицательных моментов, чем положительных. Часто встает вопрос о рентабельности представительств, а отсюда появляются проблемы с погашением кредита, отсрочкой платежей и предоставлением все новых и новых сумм для развития региональных компаний. Кроме того, многие региональные предприниматели просто боятся вкладывать свои деньги в «чужой» бизнес, поскольку у них нет уверенности в успехе. К нам пришло понимание, что деньги и отсрочки не приводят к становлению бизнеса, если нет системы. Поэтому свою работу с регионами мы строим по принципиально другой схеме. В этом году мы предложили программу франчайзинга, по которой мы предоставляем не продукт, а идем дальше — делаем целые магазины «под ключ». Региональным предпринимателям мы предоставляем комплексную помощь в организации бизнеса в сфере розничной продажи продукции LeCadeau и Mr. Christmas. Поддержка выражается в передаче прав на использование торгового знака и знака обслуживания, в проведении рекламной кампании за счет головного офиса, в помощи оформления магазина, селекции продукции, обучения персонала и много другого. Конечно, чтобы эта программа стала широко применяемой должно пройти какое-то время. Многие предприниматели не сталкивались раньше с такой формой сотрудничества и должны проанализировать, оценить ее плюсы. В следующем году мы намерены серьезно развивать программу франчайзинга, и уверены, что результаты не заставят себя долго ждать.